Версия для слабовидящих
 

Школьная библиотека. Читаем всей школой!

10 ноября 2015 г.

 «На Кубани новое поколение выбирает чтение! «Самая лучшая книга в мире – та, которую вы любите больше всего.Найти эту книгу можете только вы сами, а наша задача состоит в том, чтобы помочь вам в  этом».«Самая лучшая книга в мире – та, которую вы любите больше всего.Найти эту книгу можете только вы сами, а наша задача состоит в том, чтобы помочь вам в  этом».Это стало девизом всех библиотечных работников Великобритании, я думаю что это высказывание может стать девизом и наших российских библиотек. Главные задачи, которые стоят перед библиотеками сейчас это: ·   повысить уверенность личности как читателя и научить получать удовольствие от чтения; ·    разнообразить чтение читателей; ·   предоставить читателям возможность поделиться впечатлениями от прочитанного; ·   повысить статус чтения как творческого процесса; ·   через приобщение к чтению способствовать воспитанию и развитию творческой  и социально адаптированной личности; Чтобы дети любили книги надо самого детства родителям читать детские книжки. Родители должны стать для своих детей примером к привитию чтения. И в школе родители обязаны вести контроль не только за выполнением домашних  заданий, но вместе с ребенком   читать те произведения, которые проходят на уроках литературы. Учителя словесности с другой стороны, раскрывают тем самым, прививают вкус к русской, зарубежной, отечественной литературе, а библиотеки помогут раскрыть свои фонды различными методами своей работы. 2014 год в России был объявлен Годом чтения, а 2015 – Годом литературы. Президент Владимир Путин на церемонии вручения государственных премий заявил, что 2015 год в России объявлен Годом русской литературы. «Рассчитываю, что ярким, объединяющим общество проектом станет и Год литературы. Он также добавил, что подписал указ о формировании президентского совета о русском языке… Язык, история, культура, духовные ценности и национальные традиции — это основа основ, и внимание к ним государства, общества, должно быть, и будет постоянным. Только так можно уверенно развиваться, сохранять свою самобытность и сберегать себя как народ», — отметил президент. Страницы Года литературы в социальных сетях: facebook.com/godliteraturi, vk.com/godliteraturi, twitter.com/literature2015 Очень хорошо сказал о литературе, интеллигентности Д.Лихачев:      Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке.      Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание, - понимание жизни, всех её сложностей, служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей, - одним словом, делает вас мудрым.      У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает  в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку, то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим. Умейте, читать с интересом, и не торопясь. Читайте же больше и читайте с величайшим выбором.      Классическое произведение – то, которое выдержало испытание временем. Но классика не может ответить вам на все вопросы сегодняшнего дня, поэтому надо читать и современную литературу.   Литературоцентризм в Х1Х – ХХ века был, отличительной особенностью рос- сийской духовной жизни, питательной средой и цитаделью русской интеллигент- ции. К сожалению, современные литераторы растеряли репутацию пророков, просветителей и «инженеров человеческих душ», что подтвердили данные опроса,  доктора педагогических наук, профессора Санкт-Петербургского университета культуры и искусств, заслуженного деятеля науки России А.В. Соколова в своей статье « Интеллигентность и книжность». Опрос показал, что заинтересованно следят за литературным процессом, периодически читают толстые художественно-литературные журналы менее 5%, причем каждый четвертый студент – 22,8% не мог назвать ни одного современного литератора. Распад  литературоцентризма и отрыв нас от книжной культуры – главная угроза для русской  интеллигентности и всех граждан РФ. Формула интеллигентности показывает, что люди с высшим образованием делятся на три категории:  - полуинтеллигенты, имеющие только признак «образованность»;  - интеллектуалы, которым присуща образованность и креативность,  - наконец, интеллигенты, полностью соответствующие формуле      интеллигентности. Мною было проведено  анкетирование среди учащихся 4-х, 9-х, 10-11-х классов. Это составило 125 учащихся школы. На вопрос:   Любите ли вы читать? ответили  -   73%,     на вопрос:  В настоящее время чтение является для вас актуальным? – 80%        на вопрос:   Нравится ли вам русская классическая, зарубежная литература? ответили – 77%. Назовите самых известных на ваш взгляд писателей ХХ века? – учащиеся 4-х классов написали - Э.Успенского, Н. Носова, С. Есенина, В. Драгунского; учащиеся 9-классов – Б. Пастернак, А.Блок, М. Горький, В. Высоцкий, В. Шукшин, М. Цветаева, А. Ахматова И. Бунин, В. Маяковский, М. Шолохов, Солженицын и др.; учащиеся 10-11 классов - С. Есенина, В. Астафьев, А.Блок, Солженицын, В. Распутин, М. Шолохов, И. Бродский, В. Маяковский, К. Симонов, М. Булгаков, Б. Васильев, Алексин, А. Твардовский, М. Цветаева, А. Ахматова Следует вывод, что учащиеся этих классов (4, 9, 10, 11) знакомы в основном с писателями и их произведениями из школьной программы.   В ж. Школьная библиотека», 2004- № 3, с. 59-62 доцент Санкт-Петербурсого государственного университета культуры и искусства И.И. Тихомирова в статье «Онегин и детское чтение сегодня» написала отклик на статью Ю.Н. Столярова «Роль книги, библиотеки в судьбе героев «Евгения Онегина» («ШБ» №8, 2003). Она писала, … Классика, к какой бы культуре она ни принадлежала, всегда имеет вектор на возвышение человека и несет в себе гуманистические идеалы, формирует личность. Особенно когда идет речь о подрастающем поколении. У Дюма, например, юный Лев Толстой, искал и находил  «идеалы нравственных достоинств», которые формировали его внутренний мир, легли в основу его духовного становления. Достоевского, как он утверждал, спас от растлевающих впечатлений реальной жизни Вальтер Скотт, прочитанный им в 12 лет. Через всю жизнь пронес Горький  любовь к Флоберу, которого в отрочестве открыл для себя и кото- рый пробудил у него интерес к простому человеку. Мы могли только радовать ся, если бы сегодняшние дети читали такого ранга зарубежную литературу и учились бы на ней быть людьми. Но что говорят исследователи? А они говорят, что детская отечественная литература с ее исконной воспитательной функцией, гуманистическими идеалами, наличием положительных героев перестала существовать. Саму возможность создания нового героя, который бы поднимал читателя, увлек его за собой, нацеливал на добрые поступки, наши современные писатели подвергают осмеянию. Сотрудница ЦГДБ им. А.С. Пушкина познакомила меня со списком детских книг, изданных в России в 2002-2003 году. Из более чем 400 названий не нашлось и десятка полноценной литературы (и та в переизданиях), которая вела бы ребенка к Родине, к гуманности, патриотизму и формировала бы в нем лучшие человеческие качества. Лишь издательство «Детская литература» Отважилась выпустить сборник лучшей детской литературы прошлых лет и назвать его «Классики». Библиотеки, имея в фондах  высокохудожественные произведения 70-80 годов ХХ века, формирующие достойных граждан России, воспитывающие высокие нравственные качества. Мы можем реализовать призыв «Сохраним духовность России», начертанный на Федеральной программе «Чтение». Могут сказать -  эта литература изучается в школе. Но всегда она дает положительный результат. Мы смирились  с новой (кризисной) моделью чтения детей, пологая, что она задана самой жизнью и, изменить ее невозможно: «какова жизнь - такова и литература, таково чтение». Мы добровольно сдали позиции активного влияния на литературный и читательский процесс, предали традиции руководства чтением, идеалами и опытом которого пользуется весь мир. Мы пожинаем горькие плоды собственной инерции, ограниченной удовлетворением читательского спроса и информационной деятельностью. Я разделяю мысль автора статьи. И совершенно согласна с ее высказыванием, «что нам нужна собственная литература, нужна принципиально иная литературная мода, мода на хорошую русскую литературу, духовно поднимающая читателя и ведущая его к свету». Помочь сделать этот поворот – наша профессиональная задача.   На страницах  ж. «ШБ» обсуждается много проблем по вопросам: Будем ли мы читать книги? Читать или играть? Ребенок и компьютер Качество детской литературы.   На сайте «Родитель.ru» был проведен опрос на www.parent.fio.ru: 8% - родителей сказали, что их дети не любят читать, более 32% предпочитают чтению другое потребление информации (пассивное – чтобы им читали вслух) или пользуются не книгой, а другими информационными  источниками, 12% - читают иногда, менее 40%  детей  любят читать и читают запоем. Тревогу подтвердили специалисты Российской государственной детской библиотеки. Среди индустриально развитых стран Россия занимает 28 место (из 32!) по детскому чтению.   Забота о детях – это забота государственная. Как ни государство должно обеспечить библиотеки  книгами! Фонды библиотек должны быть доступны каждому ребенку. Раннее я говорила, что в мир книги первые вводят, прежде всего, родители, бабушки, старшие дети в семье, библиотекари. Занятые родители с трудом ориентируются в море коммерческой детской литературы, где яркость издания не гарантирует качества. Вот и приходится им опираться при выборе книг  на свой детский опыт.   Школьники уже активно  живут в мире новых информационных технологий, и роль книги изменилась. Если ребенок бродит в Интернете, это значит, что он не читает. Жить сегодня интересней, чем читать, как говорит один одаренный ребенок. Но  ведь только книга дает возможность домыслить, дофантазировать, развивает креативность. Это активное качество поможет удержать книгу.   Например, я читала, что 60% одаренных детей художественных  книг не читают, они читают другие книги, развивающие их интеллект.    Сейчас всем нам очень важно научить ребенка любить чтение.  Именно новые технологии и помогут вырабатывать технику и качество чтения. Это использование  оригинальных методик  с аудиозаписей и мультимедиа (развивающие игры, например как «Баба-Яга» учится читать») и др.   Школьники не любят и школьную программу. Может потому, что школьная по литературе не всегда составляется с учетом возрастных особенностей школьника, не учитывает интерес детей. На вопрос:  Назовите произведения, которые вам понравились из школьной программы?  учащиеся 4-х классов отвечали:   М.Лермонтова «Ашик-Кериб», И. Крылова «Басни», Л. Толстой «Лев собачка» и др. рассказы, А.С. Пушкин  стихи и сказки».     Выпускники 9-х классов ответили:   Н.М. Карамзин «Бедная Лиза», А.С. Грибоедов «Горе от ума», Н.В.Гоголь «Ревизор», А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Дубровский», «Медный всадник», И.Тургенев «Муму», А.И. Куприн «Куст сирени», А. П.Чехов   « Толстый и тонкий », «Шинель», «Хамелеон».   Учащиеся 10-11 классов ответили:    Ф. Достоевский «Преступление и наказание»,  Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»,    А.И. Куприн «Гранатовый браслет»,  «Олеся», Л.Н. Толстой « Война и мир»,    М. Горький «Старуха Изергиль», М. Шолохов « Судьба человека», М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», И. Бунин « Темные аллеи», И.А. Гончаров «Обломов», Н.В.Гоголь « Мертвые души», Б. Васильев «А здесь тихие»,  А. С. Пушкин «Евгений Онегин», А.Грин « Алые паруса», Островский «Гроза», И. Тургенев «Ася»,  и др. Детская писательница Ирина Токмакова  как -то сказала: …Детской литературе сегодня не хватает любви к ребенку, теряется изумительная школа детской иллюстрации.   Да проблем очень много. Это сокращение детских библиотек,  сокращение библиотекарей в школах, обслуживание учащихся в школьных библиотеках   передано совсем не профессиональным работникам. Детские, школьные библиотеки страны, обслуживающие детей, - это национальное достояние России. В них создана среда общения для детей, которая является не меньшей ценностью, чем библиотечные фонды или библиотекари.  
Наверх